Звук в моей машине

Перед тем, как описывать историю становления музыкального оформления моей машины я вкратце опишу историю своих отношений с музыкой вообще. Я с детства не любил тишину, и постоянно пытался всегда иметь под рукой свой любимый магнитофон "Элегия". Этот магнитофон я таскал с собой во все походы и на все соревнования (я занимался спортивным ориентированием). В дальнейшем так сложилось, что я 2 года во время учебы в школе и один год после окончания школы вел дискотеки…

Первой магнитолой в мое машине стало изделие индийских (вроде я правильно опознал производителя) умельцев с гордым названием SATELITE. Колонки были куплены 2-х полосные Philips (точного названия не помню). Этот "аппарат" жил не долго - надоел. Пошел в фирменный магазин SONY и купил XR-213МК2 на тот момент самую навороченную модель. Порадовался полтора года. Потом какие-то вандалы ее сперли, причем панель осталась и меня. Пришлось купить такую же… Ну хватит воспоминаний, обратимся к фактам.

Этой весной я начал интересоваться такой штукой как CARAUDIO. Начал лазить в интернете, читать журналы, такие как "Мастер-12 вольт", "Car&Мusic" и другие подобные издания. Накопив денег я решил - буду озвучивать свою машину по всем правилам. Распродав свою старую аппаратуру начал выбирать себе новую. Процесс выбора занял не одну неделю. После раздумий было принято решение купить следующий комплект: головной аппарат PIONEER KEH-P8610, передняя акустика PIONEER TS-C1602 (2-х компонентная), тыловая акустика PIONEER TS-E2090. Мой принцип по жизни "не покупать дешевые вещи" в этом выборе сыграл не последнюю роль. Головной аппарат брался с учетом того, что у нас есть станции, которые вмещаются в УКВ, а вот системы RDS у нас нет и наверное не будет, кроме того, основная масса моих записей была сделана на кассетах, а для проигрывания компактов можно приобрести CD-Changer (что и было сделано в самом недавнем времени, был куплен CD-CHANGER PIONEER CDX-P1230S ). Кроме того, данный головной аппарат имеет полный набор входов и выходов, выход на саббуфер, возможность подключения звукового процессора. Акустика бралась тоже с дальним прицелом на усилитель и саббуфер. Свой выбор я остановил на аппаратуре PIONEER потому, что, по моему мнению это оптимальная аппаратура для российских условий. Покупать что-то классом выше - не для моей машины, класс ниже - уже пройденный этап. В своей категории PIONEER оставляет далеко позади таких конкурентов как SONY, Panasonic, Kenwood (это мое личное мнение!), да и дизайн у пионеров мне очень понравился.

Но выбрать и купить аппаратуру это только малая часть той задачи, которую я поставил перед собой. Надо было все это установить, соблюдая все писаные и неписаные правила. К сожалению я меня нет возможности выполнить все правила, особенно те, которые касаются звукоизоляции (причин тому много), но то, что было в моих силах я постарался сделать в полном объеме. Здесь надо отметить, что установкой я занимался не в одиночку. У моего друга Москвич-2140 (что делать, такие у нас вот автомобили) так вот мы с ним вместе читали литературу и воплощали узнаное в жизнь.

Установку я начал с головного аппарата. Наученный горьким опытом вандализма я решил закрепить магнитолу так, чтобы самому снимать ее часа два (в последствии это может быть спасло магнитолу от похищения). Для этого были куплены саморезы, для вворачивания непосредственно в корпус магнитолы. Были изготовлены специальные кронштейны и растяжки. Итог - магнитола кроме стандартного крепления закреплена от задней части до кузова стальной растяжкой, по бокам магнитола через специальные кронштейны прикреплена к торпедо. Если учесть, что на заворачивание каждого самореза у меня уходило в среднем минут 10-15 (это очень удобно делать лежа на полу, хитро изогнувшись), то я думаю отворачивать их придется раза в два дольше. Выдернуть магнитолу с помощью грубой физической силы - не реально. Закрепив магнитолу механически я занялся проводкой. Был проложен отдельный провод от аккумулятора (каюсь, предохранителя на нем пока нет), масса была закреплена с особой тщательностью. Надо заметить, что у всех моих электронных устройств (магнитола, радиостанция, усилитель, измерительный прибор и др.) масса находится в одном месте (где то я вычитал про это и воплотил в жизнь). Когда с головным устройством я закончил, взялся за акустику.

Начал с фронтальной акустики. Решил, что твитеры (высокочастотные динамики) буду ставить на торпедо (в дальнейшем они наверное переберутся в стойки), а остальное в передние двери. Разобрал двери, примерял и так и сяк, в итоге нашел место для крепления. Крепил на железо, крепить на обшивку даже в мыслях не держал. Железо в моих дверях еще то, поэтому жесткость крепления сомнений не вызывает. В обшивке проделал круглые отверстия для динамиков, а обшивку вокруг динамиков закрепил саморезами. Получилось не очень красиво, зато надежно и практично. С твитерами экспериментировали два вечера, только после прослушивания тестового диска (подключил ченджер от другого автомобиля) мы нашли оптимальные места и направленность на поверхности торпедо. Пока твигеры закреплены на двухсторонней клеящей ленте, летом буду переселять их в передние стойки.

Но самая большая проблема была с тыловой акустикой. К окончательному варианту я шел методом проб и ошибок. Задняя полка у моей машины очень своеобразная, она не цельная, а из таких треугольных отверстий, да еще и пружины открывания багажника делают свое черное дело. Короче разнести динамики широко не было никаких шансов, пришлось делать как возможно. С помощью дрели, забила, электролобзика и со словесной помощью были приготовлены отверстия в железной задней полке. Далее я без всяких раздумий взял 5 мм фанеру, разметил на ней отверстия под колонки, закрепил их и начал крепить на машину. Тут выяснилось следующее - поверхность задней полки вместо ожидаемой горизонтальности оказалась заваленной по краям. Я притянул фанеру саморезами в железу и включил музыку. Звук получился таким - низов не было, фанера дребезжала, колонки подпрыгивали. Поездив так недельку я решил все кардинально переделать. Пришлось начинать с нуля. Сняв заднее сидения я понял, что работа предстоит большая. Сначала я сделал что-то типа постамента для будущей новой полки. Доска, толщиной 3 см и длиной, равной ширине автомобиля была закреплена вдоль всего заднего сидения на высоте чуть большей, чем уровень родной железной полки. Эта доска была намертво прикручена во всех возможных местах. Далее я взялся за изготовление самой полки. Материалом для новой полки был выбран лист ДСП, толщиной 30 мм. Происхождение этого листа неизвестно, я его изъял из гаража одного своего друга, сколько он там пролежал - неизвестно, но его структура была такова, что пилки от электролобзика отказывались его пилить уже через полметра, приходилось выбрасывать старую пилку и ставить новую. На изготовление окончательного варианта со всеми примерками и мелкими доделками ушло примерно дня четыре. Теперь эту полку следовало закрепить на машине. Вес полки был приличный, и таская ее я слегка напрягался. Водрузив собственноручно изготовленную полку на ее законное место я, как и ожидал понял, что она держится так: своей самой длинной стороной она лежит на моей доске, а вот остальное прилегает к железу только местами. На концах полки зазоры составляли примерно 3-5 см. Я из дерева изготовил подкладки и начал прикреплять полку к кузову. Пустоты, образовавшиеся между железом и полкой я решил заполнить монтажной пеной (сам придумал!). Изведя на это целый баллон я получил монолитную конструкцию с (я на это надеюсь) хорошими акустическими свойствами. Оставалось только обклеить новую полку бархатом, обрезать излишки монтажной пены и установить колонки. Когда я включил музыку, то понял, что мои труды не пропали даром. Низкие частоты стали не просто слышны, они ощущались всем телом! Связка ключей, положенная на полку между колонками даже на максимальной громкости лежала неподвижно и не дергалась в такт музыке (вот уж действительно получился монолит).

Попутно я сделал изоляцию салона от багажника. Вырезав из ДВП фигуру странной формы, совпадающей с формой проема между салоном и багажником, я закрепил эту фигуру кучей саморезов, а оставшиеся зазоры заполнил монтажной пеной и широкой клеящейся лентой. Герметичность получилась такая, что когда у меня в багажнике протекла канистра бензина, я узнал об этом только открыв багажник. В салон запах бензина проникал только с улицы.

Заключительным аккордом (на сегодняшний день) стала установка CD-Changer'а. Место его установки я не буду рассказывать, слишком он уязвим для злых людишек. Скажу только, что место это не пыльное, да и доступ к нему достаточно удобный.

Сейчас я задумываюсь о покупке усилителя и изготовлении саббуфера. Только вот ситуация в стране не особо располагает к этому

Используются технологии uCoz